Пешком, трамваем, на метро - такой маршрут ежедневно преодолевает 18-летний Влад из Харькова. В сентябре он стал первым студентом социально-экономического колледжа с синдромом Дауна.

ПУТЬ В КОЛЛЕДЖ

Будильник 18-летнего Влада звонит в 6:50.

— Таак, б-беру с собой хи-мию, — Влад складывает в рюкзак тетради и учебники.

- Тебе нравится химия?

Популярные статьи сейчас
Реформы и прозрачность: эксперт рассказал, что требуют США от Украины за свою помощь Пенсионеры получат повышенную пенсию: какие условия Фруктов не наедимся: какой дефицит ждет Украину Что на самом деле делают контролеры с вашими счетчиками: чего бояться, а чего не стоит
Показать еще

- Думаю, что да. А иногда мой любимый п-предмет - математика. Математика также похожа на химию, — заикаясь, объясняет Влад.

— Но самое главное-это вода. Беру ее с собой. Беру и пью на переменах, - говорит Влад, застегивая пенал.

- А бутерброды с собой берешь?

- Нет, меня там кормят. Макароны там, супы, кашу молочную...

фото: Суспільне
фото: Суспільне

На обучение студента провожают родители и сестра. Папа показал дорогу в колледж лишь раз. Влад запомнил, хотя путь неблизкий. Колледж расположен на противоположном конце города.

"Мы предоставили ему возможность ездить самому. Мало того, он еще звонит друзьям, встречается в метро. Знает, где встретиться. В том месяце ходил с друзьями в кино. Сам нашел, где выйти, где встретиться. Сам обратно дошел, сел и доехал домой", - рассказывает мать Наталья Погребная.

Семья решилась отпускать Влада на такие расстояния впервые.

"Очень радуется, что мы приучаем его к самостоятельности. Да, мне очень сложно это, потому что я всегда в нужное время жду его звонка. Потому что он мне звонит, что "мама, я сел в метро", "мама, я доехал до колледжа", "мама, я сейчас буду ехать домой",- говорит Наталья.

Влад идет к трамвайной остановке. На пешеходном переходе ждет зеленого света и делает замечание, когда за несколько секунд до сигнала делаем шаг вперед.

фото: Суспільне
фото: Суспільне

— Мама говорила, ты иногда с друзьями договариваешься, и вы вместе в колледж едете.

- Ну да, договариваюсь со студентами. У меня их всего три. Я с ними договариваюсь, встречаемся где-то возле метро или в метро. Мне нравится учеба. Там я получаю знания.

За 10 минут — станция метро. "Я еду на Холодную гору. Там буду учиться, развлекаться и слушать музыку", — говорит Влад.

Восемь остановок до перехода на другую ветку. В вагоне Влад встречает друга: "О, ты купил новые наушники?".

НА УЧЕБЕ

"Мамочка, у меня все хорошо. Я доехал", - Влад набирает маму к началу занятий.

Первая пара в колледже-культурология. Преподавательница пишет на доске тему: "Культура средневековой Европы".

- Давайте с вами вспомним, что такое культура. Влад?

— Культура — это совокупность...

фото: Суспільне
фото: Суспільне

Влад встает, чтобы ответить, но останавливается на первом слове.

— Нет... — подсказывает преподаватель.

— Материальных и духовных ценностей, — подсказывает одногруппник.

- Я забыл записать, - говорит Влад. - Ма-тее-риальных и ду-у-ховных Це-нностей, - повторяет за соседом.

В классе по инклюзивной программе учатся все-в том числе студенты с инвалидностью. Влад не всегда успевает записать конспект, медленно отвечает на вопросы. Впрочем, преподаватели отмечают, он старается включаться в учебный процесс и быстро адаптируется.

"Он очень раскован, часто улыбается. Я его никогда не видела одного. У него есть свой круг друзей. Адаптировался к нашему учебному заведению. Он очень хорошо знает, где у нас столовая, где у нас библиотека, где у нас общежитие, где у нас медпункт. Так что его за ручку водить не нужно, как в первый день",- говорит преподавательница культурологии Анна Рахмаил.

На перемене ребята обсуждают, за кого будут голосовать на местных выборах.

фото: Суспільне
фото: Суспільне

"ОНИ УЧАТСЯ ЗАБОТИТЬСЯ"

В Харьковском социально-экономическом колледже учатся дети с нарушением зрения и слуха, аутизмом, физическими нарушениями. Влад-первый студент с синдромом Дауна.

"Если говорить о Владиславе, то это первый случай за мою практику, ребенок с синдромом Дауна",- говорит психолог Лариса Степанова.

Более чем для детей с инвалидностью, инклюзивное система важна для здоровых детей, считает специалист.

"Они учатся заботиться. Дети, вы видели, разные. Там есть здоровые физически дети. Как они к нему относятся? Как к равноправному члену группы. Они видят, конечно, они уже взрослые, видят его особенности, но они не подчеркивают этого", — говорит Степанова.

фото: Суспільне
фото: Суспільне

Ранее Влад учился в общеобразовательной школе-интернате с детьми, имеющими нарушения речевого аппарата.

"Обучение в колледже — это такой важный переходный период. Потому что сразу после школы им трудно идти в высшие учебные заведения. В колледже они адаптируются, они раскрываются, они вступают во взрослую жизнь", - говорит куратор группы Екатерина Горобец.

После трех лет колледжа и обучения в университете Влад может стать социальным педагогом или работать в реабилитационном центре. Юноша любит готовить. Но с будущей профессией еще не определился. Что ему нравится сейчас — это самостоятельность, которую предоставили родители и которой приучают в колледже.